Вступительный аккорд

28 января Ученый совет ГУ-ВШЭ утвердил список вступительных испытаний в Высшую школу экономики в 2009 году. Чем был обусловлен выбор тех или иных предметов? Комментирует проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.

Григорий Канторович
Григорий Канторович
28 января Ученый совет ГУ-ВШЭ утвердил список вступительных испытаний в Высшую школу экономики в 2009 году. Чем был обусловлен выбор тех или иных предметов? Комментирует проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.

 

— Григорий Гельмутович, давайте уточним, абитуриенты ГУ-ВШЭ 2009 года поступают в бакалавриат (4 года обучения) или на программу подготовки специалиста (5 лет)?

— Большинство наших абитуриентов в этом году поступает в бакалавриат. Остались два исключения: специальность "реклама" и специальность "юриспруденция", обучение по которым по-прежнему рассчитано на пять лет.

— Поступая в этом году в Высшую школу экономики, в зависимости от факультета абитуриент должен присылать результаты ЕГЭ либо по трем, либо по четырем предметам. Чем обусловлен выбор тех или иных предметов?

— Такой выбор вуз, разумеется, делал каждый год. Но в этом году в связи с новым порядком приема, с прекращением эксперимента по введению ЕГЭ и с переводом его в штатный режим, появились новые существенные особенности. Возможности маневра вуза стали значительно меньше, чем были раньше. Фактически в соответствии с новым порядком приема у вуза в этом аспекте остался единственный выбор. Сейчас поясню. В конце декабря государство утвердило перечень четырех предметов вступительных испытаний для каждого направления или специальности подготовки вне зависимости от вуза, университета, академии. Это единый и обязательный для всей страны список.

— У вуза осталось право принимать результаты Единого государственного экзамена по всем четырем предметам из данного перечня либо выбрать из него три?

— Вуз может выбрать: три или четыре. Но не любые три, а обязательно с включением экзамена по русскому языку и экзамена по профильному предмету. А выбор двух остальных предметов перед вузом стоял так: либо оба, либо один из двух. Такой выбор стоял перед нами по всем направлениям подготовки, на которые мы проводим прием у нас, в Высшей школе экономики.

Надо сказать, что на предварительных этапах подготовки перечня мы приняли посильное участие в том, чтобы этот утвержденный для всей страны перечень был разумен и с нашей точки зрения. Чтобы он действительно отражал специфику подготовки по направлениям и специальностям. Но не всегда это удавалось сделать, поскольку другие действующие силы могли иметь иные представления или даже интересы.

Кроме того, выбор предметов сегодня осложнился принятым на уровне министерства образования и науки решением о том, что вузы не имеют права придавать предметам различные веса, т.е. не имеют права "шкалировать" результаты ЕГЭ, как это было все предыдущие годы…

— Поясните, пожалуйста, что означают эти "веса" и "шкалы".

— Все предыдущие годы 100-балльная оценка ЕГЭ каждым вузом самостоятельно переводилась в ту систему, которой он придерживался при организации конкурса. Ее переводили и в 10-балльную, и в 12-балльную, и в 5-балльную, фактически придавая отдельным предметам несколько разные веса, в зависимости от того, насколько важен предмет именно для данной конкретной специальности. Например, у нас для факультетов экономики, бизнес-информатики и для МИЭФ математика пересчитывалась в 12-балльную шкалу, а для факультета менеджмента в 10-балльную. Мы считали, что для первых трех факультетов математика важнее. В общем, мы могли 100-балльную систему оценок более адекватно переводить в соответствующие баллы конкурса, и, на наш взгляд, это было правильно. Вот этой возможности мы теперь лишены.

На некоторых направлениях подготовки важный, с нашей точки зрения, профильный предмет зачастую "тонул" в трех остальных предметах, тоже, безусловно, важных, но не столь "характерных". В качестве примера приведу направление "математика", у которого, кроме ЕГЭ собственно по математике, были еще русский, физика и информатика. И хотя гуманитариям часто кажется, что математика, физика и информатика требуют одних и тех же компетенций, те, кто занимаются всеми этими тремя сферами, понимают, насколько они разные. Конечно, они не гуманитарные, но они разные. И поэтому в ситуации, когда математика "погружается" в эти три, нам кажется, что это не очень удачный выбор.

Кроме того, существует практика распространенности предмета в средних школах России. Предмет "информатика" распространен неравномерно, очень по-разному, и это, кстати, одна из причин, почему мы ограничились только тремя предметами при приеме на направление "математика".

Однако должен сказать, что по большинству направлений нашей подготовки мы использовали все четыре предложенных предмета. Есть лишь некоторые исключения. Я уже назвал математику, второе исключение — это специальность "Реклама", которую мы тоже уже упоминали. Непонятно по каким причинам в качестве одного из четырех возможных предметов вступительных испытаний была указана литература. Мы хорошо понимаем, что специфика работы рекламщика не в написании сочинений и не в использовании литературы…

— Хороший литературный язык, конечно, нужен, но, наверное, это не главное в этой работе?..

— Мы тоже решили, что это не нужно для нашего отбора, и ограничились тремя предметами. Также тремя предметами мы ограничились при наборе ребят на отделение логистики. Мы исключили из этого списка предмет "обществознание" как наиболее далекий от будущего направления, по сравнению со всеми остальными факультетами экономико-менеджериальной группы. Если при поступлении на факультеты экономики, менеджмента, госуправления мы считаем это обязательным предметом, то на логистике он не столь обязателен, поэтому на логистике мы также оставили только три предмета.

— Какова ситуация со вступительными испытаниями в филиалах ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми?

— В наших филиалах мы использовали только по три предмета из предложенных четырех, но уже по несколько иным причинам.

Честно говоря, это связано со складывающейся в данных регионах ситуацией. У филиалов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде примерно одинаковая ситуация. Вузы, принимающие на аналогичные направления подготовки и расположенные соответственно в Питере и Нижнем, не собираются использовать экзамен по иностранному языку. Прежде всего потому, что они его никогда не использовали, и более того — вовсе даже считали ненужным. В этой ситуации абитуриент, собирающийся поступить в наш филиал, особенно в таком большом городе как Санкт-Петербург, где много возможностей, оказывался в весьма уязвимой ситуации, ему надо было бы сдавать для поступления в наш филиал четвертый ЕГЭ, да еще по иностранному языку. Не секрет, что в отличие от Москвы даже в Питере, а тем более в регионах, это один из наиболее "запущенных" предметов, и ребята просто боятся, когда им объявляют Единый государственный экзамен по иностранному языку.

Мы постарались учесть пожелания наших коллег из филиалов и пока в этом году решили не использовать иностранный как обязательный для поступления.

А вот в Пермском филиале ситуация совсем другая, там не боятся иностранного языка, зато просят не включать обществознание, причем примерно по тем же причинам. С учетом сложной демографической ситуации в Пермском крае мы сочли возможным, чтобы наши филиалы объявили именно такой, я бы сказал, редуцированный по сравнению с Москвой набор предметов.

— Какой же набор предметов остался в Нижнем, Санкт-Петербурге и Перми?

— На соответствующих направлениях подготовки он такой же, как в Москве, но в Санкт-Петербурге и Нижнем без иностранного языка, а в Перми без обществознания.

Полный список вступительных испытаний размещен на нашем портале, и ознакомиться с ним может любой желающий.

Состав вступительных испытаний в бакалавриат / подготовка специалиста в 2009 году

— Григорий Гельмутович, известно, что 24-м вузам страны была предоставлена еще одна возможность — устраивать дополнительные испытания профильной направленности.

— Это действительно так. И перечень вузов подписал премьер-министр. Мы получили такое разрешение по 11-ти направлениям и специальностям подготовки, МГУ по 8-ми, в общем, все по-разному.

Но когда мы стали пытаться использовать это право, выяснилось, что оно связано с некоторыми ограничениями, в частности, этот дополнительный экзамен можно было проводить только по профильному предмету.

— То есть при поступлении на экономику сдавать только экономику?

— В том-то и фокус, что нет!

— Как же тогда?

— Как раз когда подавались заявки на право проводить дополнительный экзамен, все эти слова говорились. Но сегодня профильный предмет установлен приказом министра образования и науки, и он неизменяем, и во всей группе экономических дисциплин профильным предметом указана математика. Значит, мы могли проводить дополнительный экзамен только по математике. Это чрезвычайно важный предмет, успеваемость по нему очень многое говорит о способностях абитуриента, но, согласитесь, все-таки это не совсем профильный предмет и для менеджеров, и для экономистов.

Мы писали письма министру, разъясняли нашу позицию, предлагали дать выбор, в принципе с нами соглашаются…

— Но делать ничего не делают?

— Но сделать ничего уже нельзя! И должен сказать, что, например, по группе экономических специальностей в Москве право на дополнительный экзамен получили буквально три-четыре вуза, включая наш.

Обратите внимание, ни Московский государственный университет, ни Плехановская академия, ни Государственный университет управления такого права не получили. Вот взвесив все "за" и "против", с учетом и интересов абитуриентов тоже, Ученый совет принял решение в нынешнем году по этой группе специальностей нашим правом не пользоваться.

— А это можно?

— Можно. Право такое дано не всем, а вот не пользоваться им можно всем. В условиях реальности иногда то, что задумывали, спотыкается о детали и становится, если можно так сказать, своей противоположностью. Насколько мы знаем, и ряд других вузов не будет проводить дополнительное испытание.

Что, впрочем, не означает, что мы вовсе отказались от этого права. Два наших конкурса будут связаны с дополнительными экзаменами. Это прежде всего касается нашего молодого факультета математики, при поступлении на который надо будет сдавать дополнительный экзамен по математике, и в данной ситуации это нормально и даже как раз то, что нужно, поэтому здесь мы, безусловно, используем это право. Также оно будет использовано и на нашем отделении деловой и политической журналистики, где предусмотрен обязательный творческий экзамен…

— А возможность поступить по результатам олимпиад остается?

— Давайте попробую прояснить ситуацию.

Подавляющее большинство наших абитуриентов ничего не будут сдавать у нас в вузе. Они могут привезти или прислать по почте свои документы и с замиранием сердца, не скажу "спокойно", ждать результатов. Мы многих абитуриентов и в глаза-то не увидим, они появятся в наших стенах, только если поступят.

Но это создает и определенный риск. Нам хотелось бы, чтобы качество набора не пострадало. Поэтому мы планируем сделать особый упор на олимпиады, чтобы наш набор с олимпиад на большинстве факультетов создал твердое ядро студентов, в качестве которых мы уверены.

Право поступления дают две системы олимпиад.

К сожалению, права победителей одной из них, Всероссийской олимпиады, в этом году сильно редуцированы. Право поступления без экзаменов сохранено только для победителей и призеров финального тура, а это немного людей. Победа и призерство на региональных этапах олимпиады, включая московскую городскую, теперь ничего не дают для поступления.

Вторая система — это вновь система олимпиад школьников. В этом году 120 олимпиад, проводимых вузами, дают своим победителям и призерам возможность поступить без экзаменов. Правда, ученые советы вузов должны принять соответствующее решение. То есть победителя Всероссийской олимпиады любой вуз обязан принять без экзаменов, а победителя одной из 120-ти олимпиад школьников вуз может, но не обязан, принять без испытаний. Список этих олимпиад школьников утвержден приказом, и в этот приказ включена и наша многопрофильная межрегиональная олимпиада по комплексу предметов.

ГУ-ВШЭ будет проводить свою многопрофильную олимпиаду в два тура. Первые, предметные туры пройдут в марте, а финальный творческий тур пройдет в мае. Думаю, что ближе к концу мая мы торжественно объявим имена победителей и сможем их пригласить поступать к нам вне конкурса.

— Школьники, которые будут поступать по результатам олимпиад, уже могут не сдавать ЕГЭ или все равно обязаны это делать, просто результаты не имеют значения?

— По разъяснениям из Минобрнауки победители любой из олимпиад, принимаемые без вступительных испытаний, не обязаны представлять сертификаты ЕГЭ. Но для получения аттестата два ЕГЭ они сдавать обязаны.

Для ребят, как я уже говорил на Дне открытых дверей, это пока прагматического значения не имеет, потому что записываться на ЕГЭ надо до первого марта, когда еще никто не знает, станет ли он победителем олимпиады. Поэтому мой им совет — записываться на полный перечень, ну а если за это время прояснится, что кто-то из них стал победителем или призером, тогда просто сможет не участвовать в "лишних" ЕГЭ добровольно.

Победители олимпиад станут известны в апреле-мае, в зависимости от типа олимпиады, а запись на Единый государственный экзамен идет только до 1-го марта.

— Пересдача ЕГЭ возможна?

— Предусмотрена пересдача в случае двойки по одному из обязательных предметов, но надеюсь, что тем ребятам, которые стремятся к нам, такая пересдача не понадобится.

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ