• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семейный совет

Студенты Вышки и их родители рассказывают, как они принимали решение о поступлении


Идти учиться туда, куда хочется самому, или послушать совета старших, потому что они вроде бы больше понимают в жизни? Выбрать вуз задолго до окончания школы или принимать окончательное решение на пороге приемной комиссии? Уехать в другой город или учиться поближе к дому? В каждой семье на эти вопросы дают свои ответы. Студенты Вышки и их родители рассказывают, как они принимали решение о поступлении.

«Помогайте детям понять себя»

Владислав Земенков

г. Москва
3 курс, образовательная программа «Культурология»

Анна Александровна

Мама Владислава, Аудитор

 

Еще когда я учился в средней школе, родители хотели, чтобы я поступал на юридический факультет. Считали такое образование наиболее практичным и серьезным для человека гуманитарного склада.

С 9 класса меня интересовали две специальности: международные отношения и искусствоведение. Мне хотелось заниматься защитой всемирного культурного наследия.

О Вышке я узнал после посещения московских образовательных выставок. Общался со студентами, слушал их захватывающие рассказы об учебе. Сначала у меня был стереотип, что Вышка готовит только экономистов и менеджеров. Скоро я понял, что это не так.

Перед поступлением лучше ознакомиться с учебными планами образовательных программ, посмотреть состав преподавателей. Если есть возможность, посетите мероприятия выбранного вуза. Например, Высшая школа экономики активно выходит в город: проводит большой праздник — День Вышки в Парке Горького, открытые лектории. Здесь можно больше узнать об университете и лично пообщаться с преподавателями. Видео многих мероприятий доступны онлайн.

В 11 классе я участвовал в Первой Всероссийской историко-правовой школе для старшеклассников при университете и остался под большим впечатлением от уровня знаний не только преподавателей, но и студентов, которые были нашими вожатыми.

Я участвовал в разных олимпиадах, в том числе и «Высшей пробе». Подготовка к таким конкурсам — хорошая практика перед экзаменами. Даже если вы не займете призовых мест, будете знать, к чему стоит готовиться.

Я поступил по результатам олимпиады. Когда мне выдали диплом призера, я уже точно знал, куда хочу подавать документы. Подлинник я положил в Вышку. Родители же посоветовали подстраховаться и отнести документы в разные учебные заведения. В итоге я все равно поступил туда, куда хотел сам.

Два года я учился на образовательной программе «Востоковедение». Но в какой-то момент понял, что мне не хватает более широкого представления о гуманитарном знании: мои курсовые касались вопросов социологии и искусствоведения, а для этого нужен сильный междисциплинарный фундамент. Мы обсудили этот вопрос с родителями, и я перевелся на «Культурологию», хотя и с потерей года.

Не нужно бояться принимать собственные решения. Взрослые могут представлять ваше будущее по-своему, вы — по-своему. Но когда ты сам берешь ответственность за свой выбор, всегда есть шанс изменить ситуацию, не обвиняя при этом себя и других.

Сейчас родители видят, с каким удовольствием я хожу в университет, возвращаюсь с очередного киноклуба, пишу статьи в студенческую газету, сажусь готовиться к семинарам каждый вечер. Я благодарен им за их поддержку.

В профессии культуролога потрясающим образом соединяются история и современность. Мне удалось совместить свою любовь к литературе, театру, посещению музеев с академическими интересами. Сейчас, с появлением системы майноров, учебный процесс в Вышке становится более свободным и интересным: студенты разных программ смогут выстраивать свою образовательную траекторию по собственному желанию. Наверняка кто-то из них захочет познакомиться с культурологией.

За время учебы у меня была возможность пройти стажировку и поработать смотрителем в музее современного искусства «Гараж», на Фестивале этнографического кино. На экскурсию в «Гараж» приходили мои родители, это был новый и очень интересный опыт.

Студенческая жизнь — это время, когда стоит быть активным. Недостаточно только учиться, можно заняться волонтерством, поехать на стажировку, попробовать организовать международную конференцию и т.д. Это и лекарство от хандры, и способ найти себя.

Сначала я была настроена, чтобы сын выбрал практическую профессию, например, в сфере юриспруденции. Рассуждала так: «Станет хорошим специалистом, будет твердо стоять на ногах». Сейчас понимаю, что в своих желаниях исходила скорее из собственных представлений о нем.

В свое время я и сама думала поступать на философский факультет. Кроме того, меня всегда интересовало искусство, культура, но профессиональный путь в этом направлении не сложился. Зато сын, можно сказать, осуществил мою мечту, получает классическое гуманитарное образование.

Считаю, что родители должны начинать прислушиваться и присматриваться к детям начиная где-то с 5-7 лет, когда ребенок играет, общается со сверстниками. А по мере взросления, примерно в 12-13 лет, когда формируются его интересы, нужно как можно чаще разговаривать с ребенком о жизни, о людях, о взаимоотношениях, стараться понять его интересы, чем он живет, какие книги читает и затем помочь ему развиваться в этом направлении.

Нравится вам или не нравится его выбор специальности и дальнейшего пути, уважайте его желания.

Но и совсем оставаться в стороне, давать полную свободу, когда речь идет о будущем детей, выборе профессии, наверное, все-таки не стоит. Участвовать в этом процессе нужно ненавязчиво и очень осторожно, чтобы не перегнуть палку и не оказывать излишнего давления. Иначе в один прекрасный день вы рискуете услышать от своего чада, что именно ваш совет был решающим, и именно вы причина его неудовлетворенных жизненных амбиций и из-за вас у него не сложилась жизнь.

Влад долго не мог определиться с выбором профессии, может быть, и до сих пор этот вопрос остается открытым. Рассматривал несколько специальностей из области филологии, культуры и искусства.

Мы вместе искали варианты. Ходили на дни открытых дверей в разные вузы. Общались со студентами, преподавателями.

Дома я внимательно изучала сайты учебных заведений, уточняла их места в рейтингах. Просматривала страницы факультетов, образовательных программ. Все было важно: и репутация вуза, и авторитет преподавателей.

Свою роль сыграли и отзывы знакомых, чьи дети поступали и в Высшую школу экономики, и в другие крупные российские вузы. Мы обсуждали плюсы и минусы, прежде чем прийти к «золотой середине». Нам было из чего выбирать. Влад поступил сразу в несколько учебных заведений, такие как МГУ, МГЛУ, Финансовый Университет. Но последнее слово тогда осталось за Владом. Он выбрал Вышку.

Мы очень гордились Владом, когда он поступил на «Востоковедение». На тот период это было новое отделение, эксперимент, но мы также рассматривали «Культурологию» как запасной вариант. Когда через два года узнали, что сын хочет перейти на «Культурологию», сначала были в шоке, даже расстроены, но дали Владу возможность самому принять ответственное решение. То есть не препятствовали, когда узнали о его желании сменить профиль и перевестись.

Сейчас мы часто горячо спорим на темы, связанные с искусством, культурой, литературой, делимся впечатлениями от выставок, музеев, часто сходимся во взглядах.

Я убеждена, что человек может добиться многого, если по-настоящему любит свою работу. Помогайте детям понять себя. Уважайте их стремления и желания продвигаться по их собственному пути самостоятельно.

Лето 2015