• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семейный совет

Студенты Вышки и их родители рассказывают, как они принимали решение о поступлении


Идти учиться туда, куда хочется самому, или послушать совета старших, потому что они вроде бы больше понимают в жизни? Выбрать вуз задолго до окончания школы или принимать окончательное решение на пороге приемной комиссии? Уехать в другой город или учиться поближе к дому? В каждой семье на эти вопросы дают свои ответы. Студенты Вышки и их родители рассказывают, как они принимали решение о поступлении.

«Надо заниматься тем, что любишь»

Роберт Давтян

2-й курс, образовательная программа «Экономика»
г. Ереван (Армения)

Сурен Робертович

папа Роберта, экономист

 

Я готовился поступать в вузы Европы или Америки. Еще в школе успешно сдал международные экзамены TOEFL и SAT.

Родители поддержали мое желание учиться за границей. Они постоянно говорили мне, как важно получить качественное образование, если хочешь добиться успеха в жизни.

После школы меня приняли в Бостонский Университет (США) и в Университет Торонто (Канада). Но не сложилось. Обучение и проживание пришлось бы оплачивать самому. Подавать документы в Высшую школу экономики на тот момент было уже поздно, и я поступил в Ереванский государственный университет на специальность «Прикладная математика».

Одновременно меня приняли в Тяньцзиньский университет в Китае, я согласился уехать. Но в КНР отучился только три месяца.

В то время я как раз общался с одноклассниками, которые по квотам поступили в Вышку. Сравнивая качество образования в китайском вузе и в Высшей школе экономики, я понял, что лучше начать все сначала и перепоступить в Вышку. Я вернулся в Армению, продолжил учебу на первом курсе Ереванского университета, а на следующий год приехал в Россию.

О своем решении не пожалел. Действительно, российские вузы предлагают одни из самых сильных образовательных программ в мире.

Мой брат учится в Пеннсильванском университете (США), а друг — в Массачусетском технологическом институте, это одни из первых в мире вузов по всем международным рейтингам. Мы обсуждали разные курсы в этих вузах и в Вышке. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Я всегда знал, что буду заниматься экономикой. Мой отец — экономист, а дед был математиком. Отец настаивал на том, чтобы я сразу поступал на экономический факультет. Я был уверен в том, что экономика — это мое, но думал, с чего начать: с математического факультета или экономического. Вышка развеяла мои сомнения: здесь на экономическом факультете очень сильная математическая база.

У меня был абсолютный самоконтроль при подготовке. Конечно, поступление — это стресс. Я готовился к международным экзаменам по английскому языку, это было непросто. Свободного времени ни на что другое практически не оставалось.

Главное при подготовке — усердная работа. Очень важно не опускать руки, если что-то не получается с первого раз. Никогда не надо жалеть о времени, которое потрачено на подготовку к экзаменам.

Часто дети выбирают специальность либо по совету родителей, либо с мыслью, что после окончания университета смогут зарабатывать хорошие деньги. Это очень грубая ошибка. Надо заниматься тем, что любишь, иначе не добьешься высокого результата. Ориентироваться надо не на желания родителей, а на собственные склонности, искать свое призвание.

Мы отправляли документы в разные высшие учебные заведения за границей. Приглашение получили от двух американских вузов. Однако обучение там оказалось очень дорогим. Параллельно встал вопрос и о поступлении в Вышку. Не секрет, что образование за рубежом, в частности, в России, на уровень выше, чем в нашей стране.

Еще с советских времен осталась ностальгия, убеждение, что учиться в Москве — значит получить качественное, фундаментальное образование. Я очень рад, что мой сын учится здесь.

Иногда родителям сложно смириться с тем, что дети уже взрослые. Они привыкли давать советы, подсказывать, как поступить. Но наступает момент, когда придется понять, что ребенок — отдельная личность и надо прислушиваться и к его мнению тоже.

Мы с детства приучали Роберта принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность. Что касается учебы, на 90% все решения принимались самим Робертом. Поучившись некоторое время в Китае, он понял, что вуз не оправдал его ожиданий и вернулся в Армению. Это был поступок, достойный уважения.

Еще лет пятнадцать — двадцать назад я бы сказал, что при выборе вуза нужно прислушиваться к мнению родителей. Конечно, у родителей и сейчас больше практического опыта. Но мир очень быстро меняется. Современным детям доступна практически любая информация о вузе, они могут самостоятельно сделать правильный выбор.

Задача родителей — помочь ребенку понять себя. Мама с папой могут что-то порекомендовать, но не решать за ребенка. Конечно, в детстве нужно создавать и поддерживать определенные рамки поведения, за которые ребенок не должен выходить, позже все пойдет своим чередом.

Мне кажется, в каждом из нас генетически заложены способности и склонности, которые рано или поздно все равно проявятся. Мешать этому процессу искусственно, на мой взгляд, неправильно.

У нас с сыном одна и та же специальность. Но это не результат моей настойчивости или его стремления быть похожим на меня, а скорее врожденная предрасположенность. Когда я в свое время поступал в вуз, не знал наверняка, кем стану после его окончания. Понял это в процессе обучения. После того как я окончил первый курс, изменил свою специальность с математика на экономиста. Экономист без математики — это не экономист.

Помню, когда решался вопрос о поступлении Роберта в российский вуз, в Министерстве обороны Армении никак не могли определиться, по какой статье давать отсрочку от армии. И решили не давать ни по какой. Выдача документа затянулась, и мы могли не успеть поступить в вуз. Пройти такой длинный путь и сорваться на финише было бы обидно. Хорошо, что все вовремя разрешилось.

Лето 2015