• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семейный совет

Студенты Вышки и их родители рассказывают, как они принимали решение о поступлении


Идти учиться туда, куда хочется самому, или послушать совета старших, потому что они вроде бы больше понимают в жизни? Выбрать вуз задолго до окончания школы или принимать окончательное решение на пороге приемной комиссии? Уехать в другой город или учиться поближе к дому? В каждой семье на эти вопросы дают свои ответы. Студенты Вышки и их родители рассказывают, как они принимали решение о поступлении.

«У каждого свой талант. Главное — вовремя его распознать»

Анна Быстрова

г. Набережные Челны
1-й курс образовательная программа «Информационные технологии и вычислительная техника» МИЭМ НИУ ВШЭ

Ольга Владимировна

мама Ани, главный бухгалтер

 

В школе я была отличницей. Больше всего мне нравились негуманитарные предметы: математика, физика и информатика. С репетиторами не занималась, но перед поступлением ходила на подготовительные курсы в своем же лицее.

С будущей профессией не могла определиться очень долго. При выборе учитывала все: и интерес к работе, и материальную сторону, и востребованность. Взвесив все «за» и «против», поняла, что мне подходит специальность... программист. При этом мечтала получить широкопрофильное образование, не сугубо техническое. Например, экономическое.

Я заходила на сайты вузов, читала отзывы. Хотелось учиться в хорошем, узнаваемом университете. Обращала внимание на все — от места вуза в рейтингах до состояния общежития.

Несколько выпускников нашего лицея поступили в Вышку. Они писали, что им очень нравится учиться, выкладывали в instagram фотографии с занятий, фото зданий университета, общежитий. Я заинтересовалась. Провела несколько ночей за компьютером, просматривая страницы сайта Вышки, сообщения в группах социальных сетей. Но на тот момент этим все и ограничилось.

Старшая сестра уговаривала пробовать поступить в Москве, но у меня была давняя мечта учиться в Санкт-Петербурге. Документы я отсылала по почте в три вуза: казанский и два питерских. За неделю до конца приемной кампании стало понятно, что я прохожу в эти вузы по сумме баллов ЕГЭ (269).

Мама поддержала мое желание учиться в другом городе. Понимала, что в родных Набережных Челнах я не смогу получить то образование, к которому стремлюсь.

Нужно было везти оригинал аттестата в Санкт-Петербург. Билеты взяла с пересадкой в Москве. Между поездами образовалось свободное время, решила скоротать его на прогулке в Парке Горького. И здесь я впервые серьезно задумалась: «А почему бы мне, действительно, не поступать в московский вуз? Москва — большой город, здесь столько возможностей реализовать себя!».

До Санкт-Петербурга я все-таки доехала, но аттестат там оставлять не стала, а на обратном пути подала документы в Вышку. Выбрала факультет компьютерных наук и МИЭМ НИУ ВШЭ. Маму поставила перед фактом. Конечно, она была удивлена, но перечить не стала. Сказала: «Если уверена, делай, как считаешь нужным!».

Сейчас понимаю — главное — трудиться и верить в себя. При поступлении надо и рассчитывать на свои силы, и прислушиваться к родителям. Конечно, лучше, чтобы ваше мнение совпадало и не возникало конфликтов.

Помимо учебы я активно занимаюсь волонтерской деятельностью. В этом году была координатором площадки Вышки на «Тотальном диктанте». Так здорово, что уже сейчас могу найти применение своей энергии и участвовать в жизни своего вуза.

Символично, что общеуниверситетский праздник «День Вышки» проходит в Парке Горького, том самом месте, где я приняла судьбоносное решение учиться в Москве. Видимо, это был знак.

Мне хотелось, чтобы дочь пошла по моим стопам. На мой взгляд, бухгалтер — более подходящая профессия для женщины, чем программист. К тому же, знание основ бухгалтерии всегда может стать хорошим подспорьем в дополнение к основной специальности.

Конечно, у каждого свой талант. Главное — вовремя его распознать. Я обратила внимание на успехи дочери в информатике. И подумала: «Пусть занимается тем, что у нее получается лучшего всего».

Во всем, что касается учебы, Аня всегда была очень самостоятельной. Рано научилась планировать свое время. Не помню, чтобы мне приходилось ее подгонять или против воли усаживать за учебники.

Подготовка к ЕГЭ была серьезной, отнимала много сил и нервов. Но впереди была цель — поступление в хороший вуз, и она упрямо к этому шла.

На примере своей дочери я сделала вывод, что определяться с будущей специальностью нужно как можно раньше, классе в восьмом — девятом.

Чтобы определиться с выбором профессии, нужно постараться как можно больше о ней узнать, внимательно изучить особенности образовательных программ, примерно представлять, кем можно будет работать после окончания вуза.

Разумнее, если ребенок определяется самостоятельно и несет ответственность за свое решение. Иначе есть вероятность, что однажды он скажет родителям: «Это был ваш, а не мой выбор». Я знаю истории, когда дети бросали вуз, потому что шли туда исключительно по настоянию родителей.

Сначала мы всей семьей уговаривали Аню поступать в Москве. Рассудили, что лучше сразу получить хорошее образование в качественном вузе. Аня настаивала на Санкт-Петербурге. В какой-то момент мы смирились. А когда она позвонила мне и сказала, что поменяла свое решение — будет поступать в столице, я, честно говоря, была рада.

Важно услышать своего ребенка, понять его желания и ожидания. Годы в университете запоминаются не только учебой и сессиями, но и людьми, окружающей обстановкой.

После поступления Ани я приехала в Москву, пообщалась с преподавателями, побывала в общежитии. И поняла, что могу быть спокойна за свою дочь.

Все дети разные — кто-то хочет попасть в институт, чтобы окунуться в студенческую жизнь, понять, что это такое. Кто-то рассуждает: «лишь бы получить диплом, а там посмотрим». А кто-то действительно поставил себе цель получить интересную, серьезную профессию. Задача родителей — понять, к чему стремиться их ребенок. А мечтать лучше, конечно же, о высоком.

Лето 2015